КОГДА УЧИТЬ МАЛЫША РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА И ФОРМЫ

Развитие восприятия цвета, формы и величины детьми раннего возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

 

О том, что предметы имеют свой цвет, дети знают еще с младенчества. Однако
они не могут этого поведать до тех пор, пока не научатся разговаривать. Следовательно,
хорошо различать и называть цвета малыши способны только тогда, когда достигнут
определенного уровня развития.

Педиатры и специалисты детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения
как можно раньше, поскольку это способствует активной работе мозга и интенсивному
накапливанию информации, которая впоследствии будет лучше усваиваться и применяться.
Чтобы правильно подойти к вопросу обучения, родители должны знать, с какого
возраста дети различают цвета:

черный и белый – первые 1-2 месяца;
желтый и красный – с 3-4 месяцев;
зеленый и синий – с 4 месяцев;
освоение пространства и понимание цвета, находящегося далеко, – 5-8 месяцев;
в 9-12 месяцев ребенок видит все цвета на любом расстоянии, может отдавать предпочтения
какому-либо оттенку.

Именно с четырехмесячного возраста малыш может различить яркие и тусклые оттенки,
крупные и маленькие предметы. В это время ребенок уже четко ориентируется, есть
цвет или нет. Мы разобрали, когда ребенок начинает различать цвета. Но когда
же учить, как они называются?

Можно начинать запоминать оттенки детям в возрасте от двух лет, при этом многие
малыши еще не разговаривают. Если в этом возрасте ребенок не способен сортировать
предметы по форме, размеру и цвету, не стоит беспокоиться. При регулярных занятиях
к трем годам малыш сможет называть предметы и давать им простейшее описание
по цвету и форме. В пределах нормы, если он путается или ошибается.

По мнению психологов, у дошколят могут проявляться нарушения касаемо цветовосприятия.
Поводом для беспокойства является то, что к 7 годам ребенок не научился различать
цвета.

Этапы обучения цветам
Когда родители уверены, что кроха освоил основные цвета, приступают к изучению
их названий. Педагогика по методу Монтессори предлагает обучение по трем этапам.
Для этого понадобятся три предмета, отличных по цвету, но схожих по форме и
размеру:

Взрослый показывает предмет и называет цвета каждого из них.
Затем спрашивает: где синий? Желтый? Красный?
Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета.
Если ребенок отвечает неверно, значит, рано переходить к следующему этапу и
нужно освоить предыдущую ступень.

Родители часто спрашивают, в каком возрасте дети должны знать цвета и выполнять
этапы без ошибок. Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета
и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем
и цыпленком.

Игры для обучения
Мы рассмотрели, в каком возрасте дети должны знать цвета. Это 3-4 года. Чтобы
малышу было проще освоить знания, педагоги предлагают играть в такие игры:

 

Игрушки для изучения цвета
Уже в полтора года, когда дети начинают различать цвета, родителям стоит начинать
знакомство.

В процессе обучения лучше всего использовать яркие игрушки и пособия. Некоторые
из них уже были упомянуты: конструктор, мозаика, пирамида, однако есть и другие,
не менее увлекательные игрушки:

кубики;
фрукты и овощи из пластика;
мячи для сухого бассейна;
цветные пуговицы;
карандаши и раскраски.

Что делать, если малыш путается?

Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие,
все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает
их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте
ребенок различает цвета и как решить проблему.

Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим
наиболее распространенные из них:

Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает
предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей,
каждый индивидуален.
Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее
он осилит базовую информацию.

Дальтонизм – это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам.
Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится
у ребенка.
Одни дети легко запоминают цвета, другие – форму и размер, поэтому, обучая ребенка,
следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их
все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только
результат, но и время, проведенное вместе.

 

Уникальные развивающие книги. Подарите детям знания. www.dodo.ru